Почта: isetvesti@yandex.ru

Эффект перевёрнутой пирамиды

Александр ШАРАФИЕВ (Губерния) 21.03.2011

Нам не обустроить Россию, пока не обустроим наш мозг.
Получив это письмо, понял одно: у нас еще есть шанс на спасение себя, своих сел, а значит, и своей страны. Шанс совсем маленький, потому что власть предержащие вряд ли захотят делиться с простым народом тем уровнем жизни, который они устроили себе. О чем же письмо?
Жители поселка Красногвардейского в коллективном письме, где 86 подписей, просят меня как редактора газеты, депутата Думы Артемовского городского округа, председателя комиссии по нормотворчеству ответить на глобальный вопрос: «Почему наша территория – и не только наша, а все территориальные органы местного самоуправления, которых в районе десять, обделены? Почему нарушены конституционные права жителей АГО?» Затем идет детализация проблем жителей достаточно большого населенного пункта, потому что в Красногвардейском проживают, как пишут авторы письма, 5009 человек. Вопросы такие:
1. Почему бюджет поселка Красногвардейского составляет всего три миллиона рублей?
2. Где деньги на культуру, спорт?
3. Почему не работает Закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления?»
4. Почему мы – сельская местность, а не сельское поселение? В чем разница этих двух понятий? Как стать сельским поселением?
5. Почему на территории поселка с 1 апреля закрывается паспортный стол?
6. Почему увеличены коммунальные тарифы больше, чем на 15 процентов?
7. Почему нет воды с декабря месяца 2010 года в 18 двухэтажных домах?
Заканчивается письмо тем, что красногвардейцы готовы выслушать мое мнение и даже принять меры. Высказать свое мнение могу с полным основанием, потому что именно по поводу нарушения конституционных прав граждан на местное самоуправление дошел в свое время до Верховного суда РФ, обращался и в Конституционный суд тоже. Итак, ответ на письмо такой.

Можно ли руководить из Москвы каждым селом России?
Александр Солженицын вернулся на Родину и написал статью «Как нам обустроить Россию». Писателя называют великим, а еще – пророком. Но никто его так и не послушал. Кратко суть написанного в его труде. Писатель считает, что в такой огромной стране, как Россия, нужно развивать местное самоуправление. Не важно, как назвать то, что будет в самом низу — земство, поселение.

В истории России пока не было ни одного правителя, который бы понял, что руководить такой территорией, как наша, из Москвы невозможно. Посмотрите, что делают нынешние правители, засевшие в Кремле. Они сделали вертикаль власти — теперь Президент самолично контролирует процесс назначения губернаторов. Те, в свою очередь, полезли туда, куда им нельзя по Конституции — в местное самоуправление: они контролируют назначения и формальные выборы глав в муниципальных образованиях. Под эту вертикаль власти устроена вся денежная система страны. Оброк в виде налога чуть ли не весь идет в Москву — там оседает до 80 процентов всех финансов. А потом оттуда идут на места подачки. Понятно, что возвращается совсем мало и не всегда, потому что в пути казну еще и разворовывают.

Такая система абсолютно не устойчива, она пагубна, потому строение может в любой момент рухнуть. Давайте эту политическую систему сравним с пирамидой. Как известно, у нее есть вершина и основание. Если бы наши правители хотели добра для страны, а не своего возвеличивания и каждодневного показа по телевизору, то они были бы на вершине. Так как вершина — это кончик, то на этом кончике Медведева и Путина было бы почти не видно. На кончике и денег должно быть не так много. Ну там на оборону страны, на ФСБ, еще на что-нибудь.
А что, спросите, в основании? А там должны быть мы все. То есть десятки тысяч населенных пунктов вроде Красногвардейского, Мироново, большое количество крупных поселков типа Буланаша, множество небольших городков, какими являются Артемовский, Реж, Алапаевск. Скажите, сможет ли Москва увидеть, как живут хотя бы перечисленные населенные пункты? Нет, конечно, потому что мы, жители Артемовского, не видим и не ощущаем, как живут каждодневно буланашцы или красногвардейцы. Так устроено мироздание.

Теперь допустим, что в каждом населенном пункте, который сверху не виден, есть местное самоуправление. То есть власть народа, который избирает для себя главу, депутатов, которая через своих депутатов распоряжается собранными на месте налогами. Лучше будут жить? Не сомневаюсь, что будут перекосы, неожиданности, когда к власти могут прийти недостойные люди, думающие только о своем кармане, но в целом народ не такой уж и дурак, чтобы приводить к власти всегда и везде бандитов и безграмотных людей.

Цивилизованный Запад давно доказал, что сформированная снизу власть на местах дает устойчивость для всей страны. Я не знаю примера, чтобы главы Германии, Франции, Великобритании, Италии занимались бы делами какого-нибудь городка. Они занимаются одной-двумя глобальными проблемами своей страны, а остальное время думают, как бы жить в объединенной Европе мирно и дружно, а главное – сытно и богато.

Что делает так называемый лидер нации Путин? Он то Пикалево занимается, то на «Ладе» по Сибири катается. Но ведь пикалевых в стране тысячи, а лидер нации один — все не объедешь, всех с барского плеча не оденешь.

Вернемся к пирамиде и перевернем ее. Вверху окажется основание. Там Президент и правительство с огромным денежным оброком от всего населения. Естественно, там и вся власть. Что внизу, где должно быть основание? Там тот самый кончик треугольника, на котором умещаются десятки тысяч малых городов и сел. Там нет денег, нет своей нормальной власти, потому что нормальной власть будет только с нормальными деньгами.

Скажите, насколько устойчива пирамида, которая стоит не на основании, а на кончике? Да рухнет она в какой-то момент. Но если эта пирамида — наша Россия, тогда рухнет Россия?

Переверните пирамиду, чтобы спасти страну

Автор этих строк абсолютно убежден, что спасение страны, ее возрождение как великой нации, как ведущего игрока на мировом уровне – в развитии местного самоуправления. Для этого нужно всего два фактора. Не нарушать Закон о местном самоуправлении (тот самый 131-й Закон) и сделать так, чтобы население и органы местного самоуправления не попрошайничали в правительствах областей и страны, а сами зарабатывали на свою жизнь. Вряд ли кто-то в Артемовском городском округе читал Бюджетный кодекс, кроме нескольких человек из финансового управления администрации. Если бы прочитал, то понял бы, в какое положение поставлены мы все на местах. При таком Бюджетном кодексе практически все населенные пункты будут на коленях, потому что в местный бюджет идут часть подоходного налога и те немногие средства, которые получают от налога на землю, от штрафов автомобилистов и пешеходов (остальную мелочь даже называть не будем).

Но коли никто Бюджетный кодекс не читал и не знает его, то ждать массовых выступлений в защиту своей экономической независимости вряд ли стоит.

А вот выполнить пока первую задачу – забрать то, что положено по Конституции, вполне можно. А Конституция даровала всем жителям МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Что это значит конкретно для тех, кто написал в редакцию, то есть для жителей поселка Красногвардейского?

Эти жители должны раз в 4–5 лет избирать 10 депутатов своей красногвардейской Думы. Эти десять депутатов избирают из своего числа человека, который будет одновременно руководить поселком, Думой, местной администрацией. В поселке будет свой бюджет, эти деньги должны идти на выполнение вопросов местного значения — таких вопросов больше 20.

Вот куда идут три миллиона рублей, которые выделены Красногвардейскому ТОМСу на этот год? Они идут только на содержание руководства ТОМСа и его специалистов.

Если бы в поселке были своя власть и свои деньги, то любой житель поселка каждый день видел бы хоть кого-то из 10 депутатов и спрашивал бы: почему не развиваются спорт и культура, почему закрывается паспортный стол, почему увеличены коммунальные тарифы, почему нет воды в 18 домах с декабря 2010 года?

Почему случилось так, что почти все населенные пункты Свердловской области ущемлены в своих правах на местное самоуправление? Ответ простой: тогдашнему губернатору Росселю хотелось быть местным царем, к которому все ходят на поклон, а он, когда добренький — кому-то даст, злой — не даст. Скажем, артемовцы избирали Манякина, который не делился ни с бандитами, ни с чиновниками, ему и не давали. Отсюда — самые высокие тарифы на коммунальные услуги. А если с ЖКХ проблемы только усугубляются, то глава упускает уже и другие дела.

Вот сейчас пришел к власти (вернее, поставили во власть) наш земляк Мишарин. Он теперь добрый к нашей территории. Вернее, не ко всей территории, а к той, где когда-то жил. Теперь на станции у нас строят суперсовременную школу, там будут газовые котельные. Даже искусственное поле хотят на «Локомотиве» уложить, а не в городе. Мишарин и железнодорожное лобби в местной Думе (глава-то из железнодорожников) делают в выборный год райский уголок на своей станции, а про Красногвардейский никто и не думает. Ну и что, что 18 домов без воды? Ну и что, что не будет паспортного стола? Пусть будут без воды, а за справкой пусть несутся в город.

Вряд ли высокие чиновники читали 131-й Закон. Раз высокие чиновники не хотят открыть этот закон, то откройте его вы, жители всех наших населенных пунктов. И укажите чиновникам, прокурорам, что нынешняя власть грубо нарушает статью 11 Закона о местном самоуправлении.

Что делать тем, кто хочет жить?
В этой статье написано, что субъект Федерации (то есть областная Дума и губернатор) должен был свою территорию поделить на поселения. То есть каждому населенному пункту численностью более тысячи человек присвоить статус либо сельского поселения, либо городского. Городскими поселениями должны были стать либо города, либо поселки. Так как в нашем бывшем районе было два поселка – Буланаш и Красногвардейский, то они должны были стать либо городскими поселениями, либо сельскими. Чтобы их таковыми не делать, в середине прошлого десятилетия тогдашние власти провели формальный опрос населения. Говорят, в Красногвардейском опрашивали даже больных из психоинтерната. А поселок Буланаш, где есть 9-этажные дома, но нет ни коров, ни покосов, призывали стать сельским населенным пунктом для получения льгот бюджетникам.

Если бы Россель и тогдашняя областная Дума исполнили Закон о местном самоуправлении, у нас было бы как минимум одного городское поселение (Артемовский), около десятка сельских поселений. В Артемовском городском поселении избрали бы 20 своих депутатов, в самом городе Артемовском были бы глава, свой бюджет. На Буланаше были бы 15 депутатов, свой избранный глава, свой бюджет. В остальных населенных пунктах были бы по 10 депутатов, свой глава, свой бюджет.

Из каждой Думы автоматически делегировали бы в районную Думу по три депутата, которые решали бы вопросы районного масштаба: образование, здравоохранение, архивы, автотранспортное обслуживание между сельскими поселениями.

Все остальные вопросы решались бы на местном уровне, то есть в сельских поселениях (Красногвардейском, Лебедкино и остальных), а также в городском поселении (Артемовском). Нужен вам паспортный стол — решайте, будет ли он, сколько денег вы выделяете на его содержание. Нет воды в 18 домах? Значит, нужно выделить деньги на насос или что-то еще. Вот авторы письма спрашивают, в чем отличие населенного пункта от поселения? В населенном пункте власть своя по закону не избирается. Зато все населенные пункты, пусть они и за 50 километров от центра, можно объединить в городской округ, который решает вопросы именно так, как в нашем АГО — то есть, по существу, никак.

Если бы было поселение, то там были бы не только своя власть и свои большие бюджеты, но еще и дарованные федеральными документами блага. Например, в поселениях местные администрации могут совершать пять нотариальных действий. Значит, не нужно ехать за справкой в Артемовский к нотариусу, а приходи в администрацию поселения, и там тебе поставят печать, дадут нужную бумажку.

Отвечая на вопрос авторов письма, что же делать, отвечу так: бороться за то, чтобы на территории области торжествовал Закон о местном самоуправлении. Можно выйти на митинг с требованием к губернатору, чтобы тот наделил статусом поселения все населенные пункты, после чего организовал вместо городских округов районы. На этом митинге должен быть еще один лозунг, адресованный Госдуме и Президенту. Нужно изменить Бюджетный кодекс так, чтобы много налогов оставалось на местах, чтобы именно это стимулировало работу предприятий, частных предпринимателей, чтобы земля давала плоды, а не зарастала бурьяном.

Могут ли услышать такой митинг? Нынче год выборный — могут и услышать. Не услышат, тогда тем же подписантам письма можно стать инициативной группой по проведению референдума о наделении статусом поселения населенного пункта Красногвардейский.


Хостинг от uCoz